Автор: Клишина Елена Михайловна Категория: Новости округов
Опубликовано 22 Май 2017

zastavkaАналитический отчёт об итогах образовательной выставки 2017 года в Бийском образовательном округе

27-30 марта в Бийском образовательном округе на базе филиала АКИПКРО в Бийске прошёл заключительный этап традиционной ежегодной образовательной выставки «Переход на новые стандарты образования: опыт, результаты, проблемы». Учредителями выставки являются Совет образовательного округа и филиал АКИПКРО в Бийске.

Мероприятие проходило уже в седьмой раз, в этом году время его проведения по просьбе участников выставки 2016 года было перенесено на каникулы. Организаторы выставки и её активные участники предлагали назначить сроки окружного этапа выставки на каникулярное время для того, чтобы и учителя, не готовые пока предъявить свой опыт реализации ФГОС для общественно-профессиональной экспертизы, могли участвовать в общей работе, набираясь мотивации и опыта подготовки собственных материалов для предъявления их педагогической общественности округа.

До заключительного этапа, согласно Положению о выставке, педагоги, имеющие образовательные и методические разработки и желающие получить их общественно-профессиональную экспертную оценку, проходили школьный и муниципальный этапы экспертизы и отбора материалов. Муниципальный этап может быть организован в различных форматах, но основная особенность методической и экспертной работы заключается в том, чтобы педагогическое сообщество муниципалитета было ознакомлено с материалами своих коллег, экспертно отнеслось к ним, и в заявку на окружной этап попали бы те материалы, авторы которых получили общее признание своих коллег. Примером организации и содержания такой работы на муниципальном уровне является Ярмарка инновационных идей, которая ежегодно проходит в Красногорском районе. Результаты муниципального этапа окружной выставки 2017 года в Красногорском районе были представлены на сайте Министерства образования и науки Алтайского края.

В программу четырёх рабочих дней выставки были включены в этом году 122 разработки педагогов округа, в разных формах показывающих ресурсы, пути и механизмы достижения образовательных результатов, заданных ФГОС. В соответствии с поданными материалами программа строилась как предварительная работа экспертов из числа преподавателей филиала АКИПКРО в Бийске, распределение всех работ по номинациям и обсуждение в секции-номинации материалов с участием «общественных экспертов» - педагогов, работающих в секции в качестве номинантов и в качестве «обучающихся».

Активное участие в работе выставки приняли педагоги образовательных учреждений Алтайского, Смоленского, Красногорского, Петропавловского, Целинного, Быстроистокского, Бийского районов и Бийска.

Как и в прошлые годы, формы предъявления достигнутых результатов, осмысленных и сформулированных проблем, проектируемых путей и способов их решения, были различными. Презентации и экспертиза видеозаписей уроков в номинациях «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении», «Система оценки образовательных достижений школьников в соответствии с требованиями ФГОС и критериями качества образования в практике образовательного учреждения». Презентация и экспертиза проектов и программ, разработанных педагогами дошкольных учреждений, в номинации «Организация образовательного процесса в группе в условиях реализации ФГОС ДО». Проекты, рабочие программы и модели внеурочной деятельности в номинации «Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС». Защита сценарного плана урока с демонстрацией его видеозаписи, презентация программ коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), представление системы дидактических игр как средства коррекционно-развивающей работы с учащимися, представление особых психолого-педагогических приёмов и техник, корректирующего характера, развертка пошагового алгоритма разработки специальной индивидуальной программы развития обучающегося с ОВЗ - все эти и другие разработки педагогов обсуждались в секции «Организационные и психолого-педагогические условия реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт и проблемы».

Для педагогов округа участие в такой форме методической работы представляется профессионально значимым следующим причинам:
- до заключительного этапа выставки материалы, разработанные учителем, проходят анализ-оценку на школьном и муниципальном уровнях – это возможность, с одной стороны, представить свой опыт и наработки, а с другой – посмотреть на свои достижения глазами других педагогов, занявших позицию экспертов. Такая работа позволяет убедиться в ценности опыта, стать мотивированным представлять его дальше, имея в качестве перспективы краевой и межрегиональный уровни. Нередки и случаи, когда при помощи общественных экспертов обнаруживаются не осознанные ранее проблемы, за счёт их понимания и решения открываются новые возможности для корректировки и развития практики реализации ФГОС;
- во время работы на заключительном этапе выставки, когда педагоги представляют друг другу, специалистам муниципальных органов управления и преподавателям филиала АКИПКРО работы, прошедшие отбор на двух предыдущих этапах, каждому из них предоставляется возможность занять позицию общественного эксперта. И, оценивая чужой, другой опыт, вернуться к своему собственному с новыми, часто более жёсткими критериями оценки, что также позволяет развивать и совершенствовать практику реализации ФГОС;
- педагоги Бийского округа дорожат профессиональным общением, разворачивающимся при обсуждении представленных материалов, рассматривают это общение как возможность совершенствоваться и развиваться в профессиональном отношении.

Для учредителей и организаторов выставки, а также для руководителей образовательных учреждений выставка имеет определённую ценность в решении ряда управленческих задач:
- выявление, обобщение и диссеминация передового педагогического опыта;
- использование результатов участия педагогов в образовательной выставке в обоснованном и мотивированном распределении стимулирующих средств;
- обсуждение достигнутых результатов и методической продукции, представленной на суд коллег в достаточно плотной экспертной среде (в округе, в муниципалитете, а тем более в образовательном учреждении каждый участник выставки «на виду»), позволяет исключить подмену действительности «виртуальной реальностью», представление «чужого» опыта как своего, рекламу чужих разработок вместо предъявления своего собственного продукта или опыта. К чести педагогов, за всю историю образовательных выставок такие случаи были единичными;
- окружная образовательная выставка – хороший тренинг и возможность тщательного отбора перед мероприятиями краевого уровня.

В 2017 году после выставки многие её номинанты и победители могли принять и приняли участие в III краевой научно-практической конференции «Введение ФГОС основного общего образования в школах Алтайского края: опыт, проблемы, решения», в Фестивале школ-лидеров Алтайского края.

Есть опыт Алтайской школы №2 Алтайского района, управленческая команда которой, принимая ежегодное участие в краевых мероприятиях, представляя свой опыт на конференциях межрегионального уровня, считает необходимым и возможным предъявить его и на окружном уровне. Это необходимо и возможно как с точки зрения экспертизы опыта, так и для обеспечения содержания методической работы в образовательном округе.

Вне зависимости от того, стали ли предъявлять свой опыт, методические разработки, проекты и программы участники выставки на других площадках, работа по подготовке и проведению выставки в округе стала методической школой. В каждой секции-номинации были представлены опыт и методическая продукция, отмеченные как экспертной группой преподавателей филиала, так и участниками общественно-профессиональной экспертизы.

В номинации «Организационные и психолого-педагогические условия реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт и проблемы» особо, по решению экспертных групп, стоит отметить работу и опыт Дорониной Жанны Валерьевны, Ждановой Светланы Ануфриевны, Ребриковой Татьяны Леонидовны, Артищевой Вероники Владимировны, МБОУ "Верх-Катунская СОШ", Бийский район, представивших опыт инклюзивного образование в условиях общеобразовательной школы; Уфимцева Андрея Николаевича, директора МБОУ «Быстроистокская общеобразовательная средняя (полная) школа», Быстроистокский район, представившего опыт управления организацией инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации; Бедаревой Елены Александровны, зам. директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 имени В. Токарева», г. Бийск, представленный на выставке продукт – Модель организации образовательной среды, обеспечивающей реализацию ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Панина Ивана Александровича, учителя МКОУ «Березовская СОШ», Красногорский район с опытом и результатами работы по теме «Использование технологии виртуальной реальности с целью повышения познавательного интереса обучающихся при коррекционном обучении по 8 виду; Шабановой Оксаны Николаевны, учителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 имени В. Токарева», г. Бийск, представлявшей адаптированную рабочую программу для инклюзивно обучающихся детей с нарушением слуха; Лабуренко Татьяны Михайловны, Остроуховой Риммы Александровны, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», г. Бийск, представивших адаптированную программу для учащихся с ОВЗ «Тропинка к своему Я» ; Бардаковой Оксаны Николаевны, МБОУ «Целинная СОШ №2» ( Целинный район), представившей пошаговый алгоритм разработки специальной индивидуальной программы развития обучающегося с ОВЗ; Криводоновой Юлии Евгеньевны, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 имени В. Токарева», г. Бийск с Программой "Комплексное психолого-педагогическое сопровождение подростков с ослабленным здоровьем в образовательной среде в условиях общеобразовательной; школы"; Скиба Ларисы Михайловны, Ведерниковой Светланы Владимировны, Тарасовой Любови Алексеевны, Лауман Ольги Рудиновны, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», г. Бийск, с Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с ЗПР.

В номинации «Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями стандарта второго поколения» наиболее высокий интерес и соответствующие экспертные оценки вызвали система работы « Индивидуальный образовательный маршрут, как механизм реализации внеурочной деятельности в условиях ФГОС в МБОУ «Алтайская СОШ №2», представленная Бауэр Татьяной Владимировной, Денисовой Еленой Леонидовной; интернет-проект «Взрослею, читая литературу Алтая», представленный Бойко Еленой Валерьевной, учителем русского языка и литературы МБОУ "Победенская СОШ" Целинного района; опыт реализации авторской рабочей программы по внеурочной деятельности «Школьная видеостудия «ПервомайКино» Сарачаковой Ирины Михайловны, МБОУ «Первомайская СОШ», Бийский район; Познавательно-творческий проект "Святая Пасха" Колесниковой Светланы Николаевны, учителя МБОУ "Целинная СОШ №2", Целинный район; практика «Мемориальная работа и мероприятия по увековечению памяти В. Нагайцева в системе патриотического воспитания школы» Нагайцевой Галины Ивановны, учителя МКОУ «Новозыковская СОШ им. В.Нагайцева» Красногорского района; педагогический опыт «Проблемы освоения музыкальной грамотности через проектную деятельность", представленный Орловой Ниной Александровной, учителем МБОУ "Николаевская СОШ" Петропавловского района.

В номинации «Система оценки образовательных достижений школьников в соответствии с новыми требованиями ФГОС и критериями качества образования в практике образовательного учреждения» лучшими работами были признаны Проект «Система контроля и оценки образовательных достижений обучающихся по иностранному языку в практике МБОУ «Гимназия №2» Бийска в условиях реализации ФГОС ООО», представленный Черкашиной Анной Викторовной, Зыряновой Ириной Петровной; Проект «Технология оценивания образовательных достижений школьников как модель системы оценивания» - Брусянина Ирина Николаевна, МБОУ «СОШ №3» Бийска; Проект «Внутришкольный конкурс профессионального мастерства «Педагогический марафон» и его роль в повышении профессиональной компетентности учителя в условиях введения ФГОС» - Лабуренко Татьяна Михайловна, Яфарова Луиза Сергеевна, МБОУ «СОШ №3» Бийска; Проект «Система мониторинга УУД как результат деятельности тьюторских групп в рамках реализации ФГОС ООО» - Шарабарина Марина Александровна, МБОУ «Алтайская СОШ №2 имени Почетного гражданина Алтайского края И.А. Яркина» Алтайского района.

В номинации «Организация образовательного процесса в группе в условиях реализации ФГОС ДО» общим решением её участников отмечены работы Длужинской Анастасии Владимировны, воспитателя «ЦРР – Детский сад № 81» на тему «Организованная образовательная деятельность по развитию познавательных способностей ребёнка»; Железновой Ирины Владимировны, воспитателя «ЦРР – Детский сад № 81» Бийска по теме «Организованная образовательная деятельность по физической культуре для старшего дошкольного возраста "Где прячется здоровье?"; Космыниной Елены Анатольевны, воспитателя «Детского сада № 72» Бийска, представившей физкультурно-оздоровительный проект "Бийск спортивный»; Луничкиной Надежды Владимировны, воспитателя «Детского сада № 79», показавшей мастер-класс для педагогов ДОО "Как воспитать будущего оратора"; Поклоновой Олеси Сергеевны, воспитателя « Детского сада № 9» Бийска с итогами реализации проекта "Семейные традиции".

В работе самой многочисленной номинации «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении», где на суд экспертов были представлены в основном сценарные планы и видеозаписи уроков в системно-деятельностном подходе, общее признание получили Антонова Светлана Юрьевна, учитель МБОУ «Гимназия № 11» (Бийск); Брусянина Ирина Николаевна, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» (Бийск); Букаева Юлия Юрьевна, учитель МБОУ «Быстроистокская общеобразовательная средняя (полная) школа», Быстроистокский район; Колесова Валентина Андреевна, учитель МБОУ "Целинная СОШ № 2", Целинный район; Кольчик Оксана Владимировна, учитель МБОУ «Первомайская СОШ», Бийский район; Королева Ирина Эльзасовна, учитель МБОУ «Гимназия № 11» (Бийск); Мазаева Людмила Николаевна, учитель МБОУ «Верх-Катунская СОШ», Бийский район, Медведева Татьяна Александровна, учитель МБОУ «Быстроистокская общеобразовательная средняя (полная) школа», Быстроистокский район; Неверова Светлана Николаевна, учитель МБОУ «Быстроистокская общеобразовательная средняя (полная) школа», Быстроистокский район; Полякова Галина Николаевна, учитель МБОУ "Целинная СОШ №2", Целинный район; Сенчак Олеся Васильевна, учитель МБОУ "Целинная СОШ №1", Целинный район.

Оргкомитет выставки благодарит за активное участие в подготовке и работе выставки специалистов муниципальных органов управления образованием: Корохову Екатерину Сергеевну, Семенову Марину.Леонидовну, Леонтьеву Ольгу Васильевну – специалистов Управления образованием г. Бийска, Зоркину Людмилу Геннадьевну – специалиста комитета по образованию Красногорского района.

При подведении итогов четырёхдневной работы участники выставки признали её образовательные смыслы и эффекты. Главное в такой работе – не сертификаты, грамоты и дипломы. Главное в современном полифоничном и многоязычном образовательном пространстве избежать эффектов «Вавилонской башни». Научиться проектировать, описывать и оценивать свою профессиональную деятельность профессиональным общепедагогическим языком (Профессиональный стандарт «Педагог»), на языке преподаваемой дисциплины (ФГОС), языке специальной педагогики, когда речь идёт о реализации стандарта для детей с ОВЗ. Ведь именно в языке хранятся и раскрываются смыслы профессиональной деятельности педагога.

Материал подготовлен и представлен Н.В. Колпаковой, доцентом филиала АКИПКРО в Бийске, и Т.В. Падалко, директором филиала, куратором Бийского образовательного округа.

Архив новостей

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
.